Подготовил учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.
Уважаемые родители!
Мы сейчас все переживаем не совсем привычное для нас время. Период вынужденной домашней самоизоляции в целях сохранения здоровья и жизни детей и взрослых – это возможность провести время всей семьей, пообщаться, научиться и научить друг друга чему-то новому. В этом учебном году мы приложили много сил и труда для преодоления нарушений речевого развития наших воспитанников. Весь учебный год с детьми, посещающими логопедический пункт детского сада, велась работа над коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя и связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и мелкой моторики. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных звуков, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов.
Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Мы предлагаем Вам использовать этот период «затянувшихся каникул» для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.
Итак, Ваш ребенок уже научился произносить трудный для него звук. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков – это прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей.
Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно Вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.
И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля за своей речью и могут легко выполняться в домашних условиях.
Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:
Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который Ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
«Назови ласково предмет».
Предлагая ребенку слова, где есть нужный (автоматизируемый) звук, попросите изменить их, «назвать ласково»: лодка – лодочка, кошкакошечка, рука– рученька, щенок — щеночек и т.п.
Аналогично предыдущему проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребенок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, платье – платья, машина – машины. Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать предмет, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много игрушек.
В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки, ребенка необходимо исправить. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …»
«Доскажи словечко».
«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребенку слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). В случае затруднений, используйте наглядность. Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребенком ролями.
«Подбери нужное слово».
Варианты игры:
«Отгадай загадку».
При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за Вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.
Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как Вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например: «Я землю копала, ничуть не устала, а кто мной копал, тот и устал» (Лопата). Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.
«Звук потерялся».
Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба; кома_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, и др.
Для облегчения выполнения этого задания можно использовать предметные картинки.
Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи. Но делать это, конечно же, интереснее в виде игры.
«Фанты».
Правила просты: договорившись, что сейчас Вы будете беседовать с ребенком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом Вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибется (неправильно произнесет звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, Вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был закрепляемый звук (Вера рисует. Рекс рычит). Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребенок знаком с понятием «предложение».
Заучивание стихотворений, чистоговорок.
Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно стихи, потешки или чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребенка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок Вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребенка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определенным звуком, какая чистоговорка самая длинная.
Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически ее главных героев и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.
В литературе Вы найдете множество потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в Ваших занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать.
Творческие задания.
Варианты игр:
Конечно же, родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и Вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.
Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением, выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!
Просматривайте и повторяйте материал из домашних тетрадей!!!
(у кого они на руках)
Желаю вам успехов и здоровья!