Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград, ул. Артиллерийская 72,
    ул. Героя России Мариенко 5
  • +7 (4012) 50-51-58
  • madouds125@mail.ru

Родителям

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

Подготовила учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.
С рождения малыш учится чувствовать, воспринимать, ощущать и понимать окружающий мир. Умение ориентироваться в пространстве - один из закономерных звеньев развития. И в этом родители могут помочь своим детям, от этого будет зависеть их восприятие себя в мире.
Трехлетнего малыша уже стоит активно обучать положению сторон, а именно нахождению правой и левой стороны. Это в дальнейшем станет одной из основ словесного обозначения в ориентировании предметов относительно других вещей или самого ребенка. 
Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша. Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. 
Дошкольный возраст самый благоприятный период для развития познавательной деятельности. Он познает мир через предметы, манипулируя ими. Иными словами, ему необходимо взять в руки, ощутить предмет и произвести с ним предметом определенные действия. Многие педагоги утверждают, что обучать детей понятиям пространственного ориентирования стоит по определенным схемам: 
• относительно тела;
• относительно времени;
• относительно предметов. 
К примеру, работа по схеме относительно тела заключается в обучении таким представлениям, как:
• перед лицом; 
• за спиной; 
• вверху находится голова; 
• внизу находятся ноги; 
• где находится правая рука, нога, ухо; 
• где находится левая рука, нога, ухо. 
Если ребенок будет ориентироваться относительно своего тела хорошо, то и в дальнейшем в освоении знаний проблем не возникнет.
Пространственно-временные представления у дошкольников лучше всего начитать развивать с 3 лет. Первым, чему малыша стоит обучить, — это времена года и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте ту или иную геометрическую фигуру или предмет. Сегодня в такой форме может проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний. 
Родителям необходимо каждый день посвящать этим навыкам определенное время. Это можно осуществлять во время совместных игр, прогулок на улице, купаясь в ванной или наблюдая в окно за прохожими.